Адаптация страданий Стивена Кинга: поклонник номер один, оглядывается на блестящий фильм 1990 года.

Адаптация страданий Стивена Кинга: поклонник номер один, оглядывается на блестящий фильм 1990 года.

В один роковой день в конце 1980-х продюсер Эндрю Шейнман оказался в аэропорту, где ему нужно было убить время и найти материалы для чтения для предстоящего рейса. Осматривая книжные полки в одном из магазинов, он наткнулся на книгу Стивена Кинга «Мизери» в твердом переплете. Это было название, которое бросалось в глаза, если не отчасти, то хотя бы потому, что Шейнман совсем недавно приложил руку к тому, чтобы Роб Райнер поддержал меня – адаптация повести Кинга “Тело”, которая в итоге имела огромный успех у критиков и кассовых сборов. Режиссер купил роман, и он с головой окунулся в блестящую напряженную историю автора Пола Шелдона и его фаната № 1 / психопата-похитителя Энни Уилкс.

К тому времени, когда Шейнман закончил относительно короткую книгу, он знал, что хочет превратить ее в фильм, и был удивлен, обнаружив, что права не были предоставлены. Однако причина этого заключалась в Стивене Кинге. Писатель чувствовал огромную личную связь с работой, и это было не то, что он был готов просто отдать в руки того, кто заплатит больше. Если Мизери собирались превратить в фильм, он собирался убедиться, что это будет лучший фильм, какой только может быть.

В этом смысле развитие у Эндрю Шейнмана страсти к роману было своего рода счастливой случайностью. Кинг испытывал исключительное восхищение работой, которую Роб Райнер проделал в «Поддержи меня», а Шейнман был одним из партнеров Райнера по производству в недавно созданной компании Castle Rock Entertainment (которая получила свое название от знаменитого вымышленного города в упомянутом фильме / книгах Кинга). Учитывая это, автор предложил продать права с одним ключевым условием: Райнер должен был бы, по крайней мере, произвести, если не руководить адаптацией.

После того, как Джордж Рой Хилл отказался от возможности встать у руля (несмотря на то, что это был шанс воссоединиться с Бутчем Кэссиди и сценаристом «Сандэнс Кид» Уильямом Голдманом), Роб Райнер взял на себя инициативу сделать «Мизери» своим первым предприятием на территории нового жанра – и в результате получился не просто один из лучших фильмов Стивена Кинга, но один из величайших триллеров всех времен на большом экране. Это увлекательное, насыщенное и страстное художественное произведение, а также феноменальная тема, лежащая в основе адаптации Стивена Кинга на этой неделе.

Мизери Джеймс Каан в роли Пола Шелдона за пишущей машинкой
В Чем Заключается Страдание
Представление о писателе, создающем хитовый роман после пробуждения ото сна и делающего несколько заметок, кажется полным клише, но это неоспоримое происхождение страданий Стивена Кинга. Практически предвосхищая открытие Эндрю Шейнмана, ориентированное на авиацию, автор впервые был вдохновлен на написание книги в начале 1980-х годов, когда вздремнул во время полета в Лондон. Как он описывает в мемуарах о написании, его подсознание придумало историю о романисте, которого фанат–психопат держал в заложниках на изолированной ферме — домашний скот на территории, включая свинью, названную в честь главного героя в “бестселлере ” заложника «потрошители корсажа».

Кинг очнулся от этого сна и записал свои спутанные сном мысли на салфетке (которую он перефразирует в своей научно-популярной книге):

Она говорит серьезно, но никогда не смотрит в глаза. Крупная женщина и солидная во всем; она — отсутствие перерыва… — Я не пытался подло пошутить, когда назвал свою свинью Мизери, нет, сэр. Пожалуйста, не думай так. Нет, я назвал ее в духе фанатской любви, которая является самой чистой любовью на свете. Вы должны быть польщены.’

Родилась Энни Уилкс.

Сначала идея была разработана как быстрая и скупая новелла. Остановившись в лондонском отеле «Браунс» и работая за столом, который когда–то принадлежал Редьярду Киплингу, он представил себе версию истории под названием “Издание Энни Уилкс” — ту, в которой похищенному писателю дали имя Пол Шелдон, но в заключение он не только написал книгу против своей воли, но и был убит, чтобы его кожа могла быть использована для переплета единственного экземпляра.

Однако, когда он по-настоящему взялся за ее написание, он обнаружил в персонажах сложности, которые поначалу не распознал. Пол Шелдон оказался более изобретательным, чем версия в “плане”, и Стивен Кинг наслаждался созданием великого парадокса личности Энни Уилкс: ее глубокая неприязнь к ненормативной лексике и плохим манерам в сочетании с беспечной готовностью причинить сильную боль.

Из всей этой концептуализации произошло Несчастье, которое началось после того, как Пол Шелдон опубликовал то, что, по его мнению, является последним томом в длинной серии популярных любовных романов. Остановившись в отеле в Скалистых горах Колорадо, он заканчивает свою последнюю книгу, триллер под названием «Быстрые машины», и планирует вернуться домой в Нью–Йорк, но вместо этого автомобильная авария на заснеженных дорогах оставляет его едва цепляющимся за жизнь.

Хорошей новостью для Пола является то, что Энни Уилкс прибывает на место происшествия и, будучи дипломированной медсестрой, может спасти ему жизнь. Плохая новость для Пола заключается в том, что Энни — одержимая фанатка с широким спектром психических расстройств, и она яростно злится на то, что автор имел наглость убить ее любимого персонажа, Мизери Честейн. Никому не сообщая о несчастном случае или спасении, она держит его взаперти против его воли в своем доме и заставляет его написать новую книгу, которая возвращает к жизни ее возлюбленную Мизери.

Мизери — это роман об очень личной теме Стивена Кинга, который играет на двух разных уровнях. Одно очевидно: Пола Шелдона можно читать как суррогат Короля, озабоченного тем, как его работа будет воспринята за пределами материала, который изначально принес ему читательскую аудиторию. Другой уровень — это больше подтекста: речь идет о борьбе автора с зависимостью.

В своем письме Кинг отмечает, что именно понимание параллели между Энни Уилкс и его привычками к наркотикам и алкоголю в конечном итоге помогло ему осознать, что у него есть проблема, и изменить свою жизнь. Он пишет в книге,

То, что окончательно решило меня, была Энни Уилкс, психованная медсестра в Страдании. Энни была кокаином, Энни была выпивкой, и я решил, что устал быть любимым писателем Энни. Я боялся, что больше не смогу работать, если брошу пить и употреблять наркотики, но я решил (опять же, насколько я мог что-то решить в своем расстроенном и подавленном состоянии духа), что я променяю писательство на то, чтобы остаться женатым и наблюдать, как растут дети. Если до этого дойдет. Конечно, этого не произошло.

Это было личное откровение, за которое поклонники Стивена Кинга во всем мире могут быть бесконечно благодарны, поскольку это было решение, которое, несомненно, продлило его жизнь.

Страдание Ричард Фарнсворт Кэти Бейтс Бастер и Энни Уилкс
Чем Страдание Роба Райнера Отличается От Книги Стивена Кинга
Адаптируя Misery, Роб Райнер во многом поступил правильно по отношению к Стивену Кингу, сохранив верность исходному материалу. Поскольку подавляющее большинство действий разворачивается в пределах дома Энни Уилкс, фильм не требовал каких-либо существенных сокращений бюджета или времени выполнения, а персонажи, изображенные Джеймсом Кааном и Кэти Бейтс, являются факсимильными копиями того, что на странице, что касается личностей. Однако в свете тесной взаимосвязи между книгой и фильмом различия выделяются еще больше.

Одно из первых отклонений, которое проявляется в представлении живого действия, можно описать как в области расхаживания персонажей. Наблюдая за первыми 28 минутами Страданий в вакууме, вы можете задаться вопросом, не создает ли фильм своего рода роман Флоренс Найтингейл, поскольку Энни эффективно скрывает свои расстройства личности и убеждает Пола в том, что недавняя метель перекрыла дороги и коммуникации. По сути, это медленное нарастание напряжения – в то время как в книге Стивена Кинга антагонист обозначен как “опасно сумасшедший» на восьмой странице.

В двух версиях дополнительно есть разные способы разбить историю. Одна из причин, по которой оригинальный текст настолько насыщен, заключается в том, что он заманивает читателя в ловушку с Полом и держит внешний мир вне досягаемости – единственными исключениями из этого являются разделы книги, которые позволяют нам прочитать, над чем писатель работал для Энни. Фильм кардинально меняет ситуацию с появлением Бастера Ричарда Фарнсворта, местного шерифа. Его расследование полностью придумано для фильма, включая его неожиданную кончину (Энни действительно убивает полицейского в романе, но она не использует дробовик; она наносит ему удар крестом, а затем переезжает его газонокосилкой).

В целом, версия Страданий Стивена Кинга определенно более ужасна и мрачна, чем версия Роба Райнера, и дело не только в полицейском и газонокосилке. Как бы ни было тяжело смотреть, как Энни Уилкс бьет кувалдой по лодыжке Пола в фильме, в книге она прямо отрубает ему ногу топором и прижигает рану паяльной лампой. Она также отрезает ему большой палец электрическим ножом, когда он слишком много раз жалуется на отсутствие буквы “N” на пишущей машинке, и он подсаживается на вымышленное обезболивающее под названием Новрил. (Говоря о Новриле, я должен добавить, что Пол также не пытается накачать Энни наркотиками в романе, решив, что вкус лекарства слишком горький, чтобы его скрыть.)

Наконец, в концовке истории произошли существенные изменения. В отличие от Пола в фильме, Пол в книге только притворяется, что сжигает свою законченную версию Возвращения Мизери, вместо этого поджигая стопку чистой бумаги. После того, как его спасают, он решает опубликовать работу, и она становится массовым хитом … но у Пола остается писательский блок и растущая проблема алкоголизма. После периода борьбы он, наконец, разрабатывает новую идею для рассказа и начинает плакать, когда печатает.

Несчастье Кэти Бейтс Энни Уилкс счастлива, что Несчастье возвращается

Достойно Ли Это Короля?
В Голливуде существует бесчисленное множество печально известных случаев предательства доверия, поскольку индустрия регулярно видит, как вера отбрасывается во имя возможностей, – но Стивен Кинг в конечном счете оказался проницательным, полагая, что Роб Райнер поступит правильно, адаптировав Мизери для большого экрана. Успешная команда за кулисами Stand By Me оказалась чем угодно, только не случайностью, поскольку Райнер продемонстрировал ловкое и впечатляющее понимание работы Кинга, и он сделал историю Пола Шелдона и Энни Уилкс кинематографической классикой, которой заслуживает захватывающий исходный материал.

Учитывая, что предыдущий режиссерский опыт Роба Райнера был в основном в мире комедии – от «Спинномозговой пункции» до «Принцессы–невесты» и до того, как Гарри встретил Салли, — не было реальной гарантии, что его метод кинопроизводства может обеспечить эффективный триллер, но он изучил всю фильмографию Альфреда Хичкока до производства и блестяще применил образование. В Страдании ощущается невероятное напряжение, накатывающее на волны ярко выраженного биполярного расстройства Энни, и нельзя было и мечтать о лучшем представлении персонажей Стивена Кинга.

Кэти Бейтс настолько феноменальна, что стала одной из немногих актеров, когда–либо получавших премию «Оскар» за главную роль в фильме ужасов, и это безупречное и ужасающее исполнение — ее веселое, маниакальное состояние во время хромоты, создающее один из самых замечательных и потрясающих моментов в истории кино. Однако не следует полностью затмевать невероятный поворот Джеймса Каана. Звезда «Крестного отца» была смехотворно далеко в списке желаний для фильма, поскольку Роберту Редфорду, Уоррену Битти, Уильяму Херту, Харрисону Форду, Джину Хэкману, Дастину Хоффману, Кевину Клайну и Ричарду Дрейфусу сначала предложили роль и сказали «нет», но напряжение и драма, которые Каан способен создать в этом потрясающе ограниченном спектакле, великолепны.

Нет сомнений в том, что Несчастье Роба Райнера навсегда запомнится как одна из величайших экранизаций Стивена Кинга всех времен – и единственная печальная часть этой превосходной степени заключается в том, что Райнер с тех пор не снял еще одну (но я расскажу об этом подробнее через несколько недель, когда придет время написать о «Спасении Шоушенка» Фрэнка Дарабонта).

Несчастная Энни Уилкс Кэти Бейтс ломает лодыжку
Как Наблюдать За Страданиями Роба Райнера
Те из вас, кому нравится коллекционировать физические носители, будут рады узнать, что в октябре этого года (в частности, 12 октября) Кино Лорбер выпустит совершенно новое 4K-издание «Страданий Роба Райнера». Однако, если вы хотите посмотреть его прямо сейчас, есть также онлайн-варианты. Он мгновенно доступен для просмотра с подпиской (также через дополнения как на Amazon, так и на Hulu), и его можно приобрести в цифровом формате.

На следующей неделе адаптация Стивена Кинга снова вернется в раздел телевидения 3dserial, поскольку я буду изучать ужасы в книге Тома Маклафлина «Иногда они возвращаются» – на основе истории, представленной в сборнике «Ночная смена». Поищите его на сайте в следующую среду и нажмите на баннеры ниже, чтобы ознакомиться со всеми предыдущими выпусками этой колонки!